График работы:
Понедельник: с 9.00 до 14.00
Вторник: с 9.00 до 14.00
Среда: с 9.00 до 14.00
Четверг: с 9.00 до 14.00
Пятница: с 9.00 до 14.00


Суббота: по предварительной записи

Воскресенье: Выходной


Схема проезда: Карта
Центр сурдологии и отоневрологии. Обследование слуха у детей с 0 лет! Эксклюзивные методы диагностики нарушений слуха, шума в ушах, головокружения и расстройств равновесия у детей и взрослых.

Центр сурдологии и отоневрологии

Сурдология – раздел оториноларингологии, решающий вопросы диагностики, лечения, профилактики нарушений слуха у детей и взрослых, медицинской и технической реабилитации нарушений слуховой функции.

В настоящее время проблема нарушения слуха имеет большое распространение и является очень актуальной. По данным Всемирной организации здравоохранения, более 5% населения мира — 360 миллионов человек (328 миллионов взрослых людей и 32 миллиона детей) — страдают от потери слуха, приводящей к инвалидности. До 15% населения имеют нарушения слуха, не приводящие к инвалидности, но ограничивающие возможности человека в профессиональной деятельности, ведущие к социальной дезадаптации, в первую очередь за счет ограничения возможности общения.

Нарушение слуха может быть врожденным и приобретенным:
Врожденная тугоухость - потеря слуха, имеющаяся при рождении. Такое нарушение слуха может быть вызвано наследственными и ненаследственными генетическими заболеваниями или некоторыми осложнениями во время беременности и родов.
Приобретенная тугоухость - потеря слуха, возникшая в результате заболеваний и воздействия внешних факторов в период после рождения в любом возрасте.

К ней приводят:

  • инфекционные болезни, включая менингит, корь, свинку;
  • острые и хронические отиты;
  • использование некоторых лекарственных препаратов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха;
  • травмы головы или уха;
  • чрезмерный шум, в том числе, связанный с профессиональной деятельностью, воздействие громких звуков при использования персональных аудиоустройств на высокой громкости, при регулярном посещении массовых мероприятий, связанных с высоким уровнем шума;
  • старение, в частности из-за дегенерации воспринимающих звук нервных окончаний;
  • серные пробки или инородные предметы, блокирующие наружный слуховой проход.
По видам нарушение слуховой функции делится на:
  • кондуктивная тугоухость - тугоухость при патологии наружного и среднего уха, то есть, связанная с нарушением проведения звука
  • сенсоневральная тугоухость – связанная с поражением нервных окончаний, непосредственно воспринимающих звук в улитке внутреннего уха, а также различных отделов слухового нерва и слуховой коры головного мозга
  • смешанная тугоухость – развивающаяся при сочетание этих факторов

Своевременное обращение к квалифицированному специалисту при заболеваниях органа слуха во многих случаях позволяет избежать развития стойкой тугоухости. Качественная реабилитация уже имеющегося снижения слуха позволяет взрослым пациентам избежать проблем в профессиональной деятельности и социальной сфере.

Однако, наибольшую значимость раннее выявление и реабилитация тугоухости и глухоты имеет для детей. Дело в том, что речевое и психическое развитие слабослышащего ребенка напрямую зависит от сроков начала реабилитационных мероприятий. Оптимальный срок постановки диагноза и начала реабилитации ограничен всего 3 – 6 месяцами от рождения. Дальше буквально с каждым месяцем жизни прогноз в отношении интеграции ребенка в речевую среду ухудшается, то есть, растет вероятность развития глухонемоты и, как следствие, инвалидизации ребенка.

В настоящее время золотой международный стандарт в отношении детей с нарушением слуха – завершение скринингового этапа выявления заболевания в возрасте до 1 мес., диагностического этапа до 3 мес., разработка индивидуальной программы реабилитации в возрасте до 6 мес.

Несмотря на то, что в Российской Федерации в настоящее время внедрена и активно работает система аудиологического скрининга, то есть обследование детей на предмет нарушения слуховой функции непосредственно в роддомах, родители должны самостоятельно обращать пристальное внимание на развитие слуховой функции у ребенка. Особенно важно это при наличии факторов риска по глухоте и тугоухости у новорожденного:

  • Отягощенная наследственность (наличие среди ближайших родственников ребенка хотя бы одного человека с нарушением слуха)
  • Наследственная синдромальная патология
  • Диабетическая эмбриофетопатия
  • Токсикозы и угроза прерывания беременности на ранних сроках
  • Внутриутробные инфекции (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, вирусные гепатиты и др.)
  • Использование во время беременности и для лечения новорожденного лекарственных препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом: антибиотики аминогликозидного ряда – канамицин, гентамицин, амикацин и др.; антибиотики из группы макролидов – эритромицин, азитромицин и др.; петлевые диуретики – фуросемид и др.; нестероидные противовоспалительные препараты – индометацин и др.
  • Тяжелая гипоксия плода
  • Асфиксия новорожденного
  • Глубокая степень недоношенности (менее 32 нед.)
  • Переношенность (более 41 нед.)
  • Очень низкая масса тела при рождении
  • Врожденная патология челюстно-лицевого скелета
  • Внутричерепная родовая травма
  • Тяжелое гипоксическое поражение ЦНС
  • Гемолитическая болезнь новорожденных
  • Выраженная гипербилирубинемия
  • Длительное (более 96 часов) использование ИВЛ для лечения новорожденного

Важно, что первичное представление о слухе ребенка могут составить сами родители, и, при наличии определенных несоответствий возраста ребенка и стандартных реакций, вовремя обратиться к специалисту – сурдологу. С этой целью разработана анкета – вопросник для родителей

Если Вы отрицательно отвечаете на какие – либо вопросы в соответствии с возрастом ребенка – это серьезный повод для беспокойства и обращения для обследования в сурдологический кабинет, оснащенный соответствующей аппаратурой.

С профессиональной точки зрения, система универсального аудиологического скрининга (раннего выявления патологии слуха) новорожденных, действующая в Российской Федерации, состоит из двух этапов.

Первый этап является обязательным и заключается в проведении автоматической регистрации ОАЭ (отоакустической эмиссии) в роддомах и детских амбулаторно-поликлинических учреждениях. В роддоме данное обследование должен пройти каждый новорожденный на 3 – 4 сутки жизни. Если ОАЭ не регистрируется, это называется ПОЛОЖИТЕЛЬНЫМ! результатом и позволяет заподозрить патологию органа слуха.

В детских амбулаторно-поликлинических учреждениях регистрацию ОАЭ проводят на 4 – 6 неделях жизни повторно детям, у которых в роддоме был зафиксирован положительный результат, а также детям, которые по состоянию здоровья или другим причинам не были обследованы в роддоме, и родившимся вне роддомов.

Второй этап скрининга проводится в случае, если:

  • ОАЭ не регистрируется в роддоме и повторно в детских амбулаторно – поликлинических учреждениях
  • у ребенка имеются факторы риска по тугоухости и глухоте, НЕЗАВИСИМО от результатов регистрации ОАЭ в роддоме и детских амбулаторно – поликлинических учреждениях.

Второй этап скрининга проводится в центрах реабилитации слуха (сурдологических центрах/кабинетах), оснащенных соответствующей аппаратурой. Для того, чтобы обследование в целом было достоверным, необходимо удостовериться в нормальном состоянии среднего уха. С этой целью проводятся два исследования – тимпанометрия и акустическая импедансометрия. Если по данным этих исследований среднее ухо ребенка функционирует нормально, можно переходить к основной цели второго этапа скрининга - регистрации КСВП (если нет – назначаются лечебные процедуры). Детям с факторами риска желательно также повторение ОАЭ.

При выявлении выраженной сенсоневральной тугоухости (по данным КСВП) для точного определения степени нарушения слуха и разработки индивидуальных реабилитационных мероприятий выполняется регистрация стационарных слуховых вызванных потенциалов – ASSR-тест.

Методы исследования слуха:

Все существующие методики обследования слуха – аудиометрические тесты – можно разделить на две большие группы:

- Психоакустические (субъективные), то есть те, в проведении которых обследуемый должен принимать активное участие (например, отвечать, слышит ли он звук, повторять слова и тд). Из этого становится понятным, что подобные методы применяются у детей в возрасте, обычно, старше 6 лет и взрослых. К ним относятся тональная пороговая аудиометрия, надпороговая аудиометрия и речевая аудиометрия.

- Объективные методы – способы исследования слуха, при которых какого-либо деятельного участия испытуемого не требуется. Соответственно, они могут применяться у детей буквально с момента рождения. К ним относятся акустическая импедансометрия, включающая тимпанометрию и регистрацию акустического рефлекса; регистрация различных классов слуховых вызванных потенциалов; регистрация отоакустической эмиссии.

- тональная пороговая аудиометрия
Исходя из названия метода, он заключается в определении минимальных порогов громкости (минимального уровня слуха), воспринимаемых пациентом на каждой из исследуемых частот (обычно от 125 Гц до 8000 Гц). Проверяются минимальные границы слуха по «воздушному звукопроведению», то есть через наушники, и «костному звукопроведению» с помощью костного телефона – вибратора, который плотно прижимается к кости в заушной области. Этот метод обследования является, пожалуй, основным для взрослых пациентов и детей более старшего возраста. С его помощью можно определить не только минимальные пороги слухового ощущения – то есть ответить на вопрос, нарушен ли слух обследуемого по сравнению с нормой, но и рассчитать степень снижения слуха, а также выявить его форму - сенсоневральная, кондуктивная или смешанная. Все это имеет значение для установления диагноза заболевания, приведшего к нарушению слуха, применяется при экспертизе профессиональной пригодности, трудоспособности (в зависимости от степени снижения слуха определяется группа инвалидности) и при настройке усиления программируемых слуховых аппаратов.

- надпороговая аудиометрия - это набор достаточно сложных тестов, выполняемых на аудиометре, в соответствии с названием метода, при громкости, превышающей минимальный порог слуха у конкретного человека, и предназначенных для выявления так называемого феномена ускоренного нарастания громкости - ФУНГ. Этот феномен встречается при поражении нервных окончаний слухового нерва непосредственно в улитке внутреннего уха и по ощущениям пациента проявляется в быстро возникающих неприятных ощущениях при даже не очень значительном повышении громкости звука. Применяется надпороговая аудиометрия для выявления уровня поражения слуховой системы – улитка или более высокие отделы (слуховой нерв, ствол мозга и тд)

- речевая аудиометрия - является одним из важных компонентов аудиологического исследования, и это вполне объяснимо: слышать тональные звуки, конечно, хорошо, но основная функция слуха – это восприятие речи, дающее возможность общения и получения информации. Соответственно, эта функция слуховой системы нуждается в объективной оценке. Речевая аудиометрия позволяет в строгом количественном выражении определить разборчивость речи у пациента с нарушением слуха, а также помогает в процессе настройки слуховых аппаратов, речевых процессоров и оценке эффективности слухопротезирования.

- акустическая импедансометрия – включает в себя две методики – тимпанометрия и акустическая рефлексометрия.

- тимпанометрия - позволяет прицельно выявлять патологию среднего уха – барабанной перепонки, цепи слуховых косточек, а также оценивать функцию слуховой (евстахиевой) трубы. Метод основан на том, что в норме давление в барабанной полости равно атмосферному. При различных патологических процессах в среднем ухе давление в барабанной полости меняется. Эти изменения можно зафиксировать с помощью специального прибора – импедансометра, и по характеру зафиксированных изменений судить о диагнозе заболевания.

- акустическая рефлексометрия основана на регистрации с помощью импедансометра рефлекса стременной мышцы. Сокращение стременной мышцы, находящейся в барабанной полости – это защитный рефлекс слуховой системы на громкий звук. При заболеваниях среднего уха, улитки слухового нерва и других отделов слуховой системы акустический рефлекс изменяется, что позволяет проводить достоверную диагностику различных заболеваний.

- ОАЭ – отоакустическая эмиссия. Один из объективных методов, широко применяемых для выявления нарушения слуха, особенно у детей. В частности, используется для скрининга новорожденных в родильных отделениях. Суть метода заключается в регистрации сверхчувствительными микрофонами звуковых колебаний, производимых улиткой внутреннего уха в состоянии покоя (спонтанная ОАЭ) и в ответ на звуковое раздражение (различные типы вызванной ОАЭ). Является очень чувствительным методом диагностики нарушения слуха, идеальным для первоначального выявления тугоухости у маленьких детей, однако, не дает достаточной информации о степени нарушения, в основном используется по принципу «есть – нет» нарушение слуха.

- СВП – слуховые вызванные потенциалы. В ответ на звуковое раздражение в различных отделах слуховой системы возникает электрическая активность, которую можно зафиксировать с помощью электродов и по характеру этих импульсов судить об функциональном состоянии. В зависимости от отдела органа слуха, где возникает электрическая активность, слуховые вызванные потенциалы делятся на коротколатентные – КСВП – потенциалы улитки и слухового нерва; среднелатентные – ССВП - генерируются слуховыми структурами ствола мозга и первичной слуховой корой; длиннолатентные - отражают электрическую активность первичной и вторичной слуховой коры.

Кроме того, в настоящее время регистрируются, активно изучаются и применяются в диагностике и реабилитации больных слуховые потенциалы, связанные с высшей нервной деятельностью человека – Р 300, N 400.

- ASSR-тест – регистрация стационарных слуховых вызванных потенциалов. Основное их отличие в том, что с их помощью можно определить уровни слуха на различных частотах, а соответственно, оценить степень снижения слуха без активного участия пациента. Крайне актуально такое обследование у маленьких детей, у которых уже выявлено снижение слуха, для оценки его выраженности, а также различных видов реабилитации – подбора и точной настройки слухового аппарата или кохлеарного импланта.